Советы психолога

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 5"

г. Мыски

Советы психолога

 

 


 


 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ        РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

Уважаемые родители!

Главное - обеспечить подходящие условия для занятий Вашего ребенка*

Психологическая поддержка близких – один из важнейших факторов, определяющих успешность ученика в сдаче экзамена. Важно снизить напряжение и тревожность, как его, так и свои собственные.

     Существуют ложные способы поддержки. Типичными для родителей ложными способами поддержки ребенка являются                          

     - гиперопека,

     - создание зависимости подростка от взрослого,

     - навязывание нереальных стандартов,

     - стимулирование соперничества со сверстниками.

     Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании

     - способностей,

     - возможностей,

     - положительных сторон личности ребенка.  

 

     В состоянии экзаменационной тревожности и стресса у человека наблюдается:

 

·        понижение точности движений;

·        снижение контрольных функций;

·        понижение волевых функций;

·        обострение оборонительных реакций.

     Почему дети так волнуются?

·     Сомневаются в полноте и прочности своих знаний.

·     Сомневаются в собственных способностях: умении логически мыслить,

анализировать, концентрировать и распределять внимание.

·     Испытывают страх перед экзаменом в силу личностных особенностей - тревожности, неуверенности в себе.

·     Боятся незнакомой, неопределенной ситуации.

·     Испытывают повышенную ответственность перед родителями и школой.

   Каждая из этих причин может в той или иной степени влиять на состояние человека.

   Как помочь детям подготовиться к экзаменам?

   Вы можете:

·          Собрать информацию о процессе проведения ГИА, ЕГЭ, чтобы экзамен не был ни для Вас, ни для Вашего ребёнка ситуацией неопределённости /обязательное посещение тематических родительских собраний/.

·          Участвовать в подготовке:

- Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

- Обсудите, какой учебный материал нужно повторить. При необходимости, вместе составьте план подготовки; помогите распределить темы подготовки по дням.

- Напомните, что достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл, логику материала. Если ребенок затрудняется, объясните, как делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью и т.д.
Используйте различные варианты тестовых заданий по предмету.

    - Определите, "жаворонок" выпускник или "сова". Если "жаворонок" - основная подготовка проводится днём, если "сова" - вечером.

    - Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у него будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие, снимет излишнюю тревожность.

- Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, обратите его внимание на то, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

- Стремитесь не нарушать режим подготовки ученика к экзаменам.

    - Наблюдайте за самочувствием ребенка! Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением, стрессовым состоянием!

- Если ребенок заинтересован, проведите репетицию письменного экзамена (ЕГЭ). Установите нужную продолжительность пробного экзамена, организуйте условия для работы, при которых выпускник не будет отвлекаться, помогите исправить ошибки и обсудите, почему они возникли.

Питание учащихся в период подготовки и в дни проведения ЕГЭ

В период подготовки и в дни проведения ЕГЭ детям необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

     Продукты,  улучшающие память. Учёные к числу таковых относят: авокадо, ананас и морковь.
     Авокадо содержит жирные аминокислоты, является мощным источником энергии для кратковременной памяти. Употреблять его следует не менее половинки плода в день.

     Ананас. В пищу можно употреблять как плоды, так и соки. Для удержания в памяти больших объёмов текстового материала - в день достаточно употреблять один стакан сока или 1/3 часть плода ананаса.
     Морковь. Каротин и высокое содержание витамина «А» очень хорошо стимулирует кровообращение и обмен веществ в мозге. Очень полезно съесть 150…200 грамм тёртой моркови перед запоминанием информации такой, как даты исторических событий, формулы, цитаты, правила и аксиомы. Морковь можно просто полить растительным маслом или перемешать с сахаром и сметаной.
     Продукты для улучшения возможностей мозга по концентрации внимания. К ним относят: креветки, лук репчатый, орехи.
     Креветки. Достаточно съедать 100 грамм в день. Они снабжают мозг нужными аминокислотами, что не позволяет вниманию человека ослабнуть.
     Лук репчатый. Желательно съедать в сыром виде не менее половины луковицы ежедневно. Лук улучшает снабжение мозга кислородом, способствует разжижению крови, очень хорошо помогает при психической усталости и умственном переутомлении.

     Орехи. Мощно укрепляют нервную систему, резко и на долгое время стимулируют деятельность мозга. Это продукты, позволяющие в течение продолжительного времени работать в режиме «мозгового штурма».

     Продукты для достижения эффекта «творческого озарения».
     Инжир. Резко улучшает снабжение мозга кровью и кислородом, что способствует развитию творческого мышления.


     Тмин. Его эфирные масла стимулируют всю нервную систему, повышают творческую активность мозга. Достаточно измельчить две чайных ложки семян тмина на чайную чашку и через 10 минут выпить этот настой как тминный чай.

     Накануне экзамена

 - Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов.      

 - Не тревожьтесь сами о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене.
     - Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, важно как следует выспаться. Помните, последние 12 часов должны уйти на подготовку организма, а не на приобретение знаний.

    - Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе, хвалите их за то, что они делают хорошо. - Поддерживайте установку:  «Ты можешь это сделать!»

 Поддерживать ребенка – это значит верить в него, проявлять понимание и безусловную любовь. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при участии тех, кого считает значимыми для себя. Самое важное для родителей: создать дома обстановку дружелюбия и уважения, исключить ссоры и упреки!

 Обязательно дайте ребенку часы на экзамен.

 Во время проведения экзамена

        Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

     - пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

     - внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка учащихся во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам, уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

     - если нет ответа на вопрос или учащиеся в нем не уверены, пропустить его и отметить, чтобы потом к нему вернуться;

     - если не смогли в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

! При любом результате не критикуйте ребенка после экзамена! Отметьте, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

Родительские стратегии индивидуальной поддержки детей при трудностях

1.  ВЫСЛУШИВАЙТЕ - «Я слышу тебя»! Дайте ребенку возможность высказаться. Задавайте вопросы, внимательно слушайте.

2.  ОБСУЖДАЙТЕ  -  открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не бойтесь говорить о трудностях .

3. БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ  к косвенным показателям изменения поведения ребенка.

4.  ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ: недосказанное, затаенное Вы должны сделать явным. Помогите ребенку открыто говорить о своих переживаниях.

5. ПОДЧЕРКИВАЙТЕ ВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР ПРОБЛЕМ. Узнайте, чем Вы можете помочь. Обсудите, кто еще мог бы помочь ему в этой ситуации.

 


  

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ   РЕКОМЕНДАЦИИ УЧЕНИКАМ

 

Уважаемые старшеклассники и выпускники!

 

Помните, когда Вы будете сдавать единый государственный экзамен

  Вас встретят доброжелательные педагоги*

• Каждый будет обеспечен рабочим местом и всеми необходимыми материалами*

  На все организационные вопросы Вы сможете получить ответы у

педагогов*

 

Ознакомьтесь с рекомендациями при подготовке к экзамену, они помогут Вам рационально организовать свою деятельность

 

ГИА или ЕГЭ - лишь одно из жизненных испытаний. При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышения личностной самооценки. Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные. Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач. Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать и ГИА, и ЕГЭ. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.

 

            Выделяют три основных этапа:

• подготовка к экзамену, изучение учебного материала перед экзаменом,

• поведение накануне экзамена,

• поведение во время экзамена.

 

Чтобы успешно справляться со стрессом, переживания должны переходить в действия!

          Подготовка к экзамену

*  Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах.

- Составьте список тех трудностей, с которыми, по вашему мнению, придется столкнуться.

- Активизируйте свой опыт: что именно помогло справиться с волнительными ситуациями в прошлом? Подумайте, что бы вы сейчас сделали по-другому? Что именно  вам помогло бы и в этот раз?

- Начинайте готовиться к экзаменам заранее, по частям, сохраняя спокойствие.

 

- Для начала вспомните: кто вы - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используйте утренние или вечерние часы.

- Составьте расписание подготовки по дням, времени, предмету. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.

- Сначала подготовьте место для занятий: уберите со стола лишние вещи, удобно расположите нужные принадлежности.

- Выполняйте как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят вас с конструкциями тестовых заданий.
- Начните с самого трудного, с того раздела, который знаете хуже всего. Но если вам трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который  больше всего интересен и приятен.

- Чтобы снять внутреннее напряжение, усталость важно чередовать занятия и отдых. Скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, послушать музыку, выполнить физические упражнения или немного прогуляться, принять душ, пообщаться с близкими и т.д.

-  Тренируясь, засекайте время выполнения тестов.

- Готовясь к экзаменам, думайте о том, что вы обязательно справитесь с тестированием, мысленно рисуйте себе оптимистичную картину.
- Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы систематизировать знания: вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

   Накануне экзамена

- За день до начала экзамена постарайтесь отвлечься, если вы чего-то не доучили, лучше не отвлекаться на негативные переживания.

- Помните, у вас уже есть положительный опыт сдачи тестов или экзаменов в прошлом, воспользуйтесь им.

- Осознайте, вы прошли достаточную подготовку к экзамену на предварительном этапе. В этом вам помогали и родители, и учителя, и друзья.

- С вечера перестаньте готовиться, примите душ, совершите прогулку. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать отдохнувшими, с "боевым" настроем.

- Сделайте легкую зарядку, даже если раньше никогда ее не делали.
- Легко позавтракайте, попейте чай (он дольше действует как стимулятор, чем кофе).
- Наденьте самую удобную одежду и обувь, можно – ту, в которой уже были «4» и «5».

- Присядьте «на дорожку» и проведите себе сеанс аутотренинга: с его помощью настройтесь на активное состояние «Я ».

- В пункт сдачи экзамена важно явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования.

- В школе часто бывает прохладно, не забудьте тепло одеться, ведь вы будете находиться на экзамене несколько часов.

 

 На экзамене

O Чем больше вы  будете оставаться в окружении переживающих одноклассников, тем больше будет нагнетаться напряжение, чувство неуверенности, страха.

O Приведите в порядок свои эмоции, соберитесь с мыслями.

O Входите в класс с уверенностью, что все получится.

O Сядьте удобно, сосредоточьтесь на словах «Я совершенно спокоен». Повторите их несколько раз.

O Дыхательные упражнения для снятия напряжения:
- сядьте удобно,

- глубокий вдох через нос (4 - 6 секунд),

- задержка дыхания (2 - 3 секунды).

O Постарайтесь сосредоточиться и забыть об окружающих. Для вас существуют только часы, регламентирующие время выполнения теста, и бланк с заданием.

O Пробегите глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся. Это поможет настроиться на работу.

 

                                                             В А Ж Н О:

 

·         Торопитесь не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитайте вопрос дважды и убедитесь, что вы правильно поняли, что от вас требуется.

·         Начните с легкого! Начните отвечать на вопросы, в знании которых вы не сомневаетесь. Постепенно, вы успокоитесь, голова начнет работать более ясно и четко, вы войдете в рабочий ритм, освободитесь от нервозности, и вся энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

·         Внимательно прочитайте инструкцию к заданию, которое надо выполнить.

·         Читайте задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что вы стараетесь понять условия задания "по первым словам" и достраиваете концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

·         Думайте только о текущем задании! Когда вы видите новое задание, забудьте все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом. Думайте только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать баллы.

·         Исключайте! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят.

·         Угадывайте! Если вы не уверены в выборе ответа, выбирайте такой, который, на ваш взгляд, имеет большую вероятность.

·         Пропускайте! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помните: в тесте всегда найдутся такие вопросы, с которыми вы обязательно справитесь. 

·         Запланируйте два круга! Рассчитайте время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда вы успеете набрать максимум баллов на них, а потом спокойно подумать над трудными, которые вначале пришлось пропустить ("второй круг").

·         Проверьте! Оставьте время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть заметить явные ошибки.

·         Сохраняйте самообладание.  Стремитесь выполнить все задания, но помните, что на практике это нереально. Помните, что количество решенных вами заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

 

Лучший способ преодоления стресса – управлять собой таким образом, чтобы жизненные сложности двигали вперед, помогали развиваться.

Научись – и твоя жизнь станет успешнее, интереснее, счастливее…

 


                        Если  нужно  запомнить  материал:

1.                Придерживайтесь основного правила: «Не теряйте времени зря». Перед началом подготовки к экзаменам необходимо просмотреть весь материал, отложить тот, что хорошо знаком, и начинать учить незнакомый, новый.


2.      Используйте время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо думается, то есть высока работоспособность. Обычно это утренние часы (10-12ч) или дневные (16-18ч), после отдыха.

3.                Запоминание материала:

          Главное - распределение повторений во времени. Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.

           Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.

           Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут. Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.

4. К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз — утром.


5.    Полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме («план в уме»). Можно также практиковать написание вопросов в виде краткого, тезисного изложения материала.


6. - Заучиваемый материал лучше разбить на смысловые части, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. Смысловые части материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой.

    - Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
    - Текст можно сильно сократить, представив его в виде схемы типа «звезды», «дерева», «скобки» и т.п. При этом восприятие и качество запоминания значительно улучшаются за счет большей образности записи.

 


 

                                                          

                                                  

 

 

Способы снятия нервно - психического напряжения:

 

1) Спортивные занятия.

2) Контрастный душ.

3) Стирка белья вручную.

4) Мытье посуды.

5) Скомкать газету и выбросить ее.

6) Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче». Затем выбросить на помойку.

7) Слепить из газеты свое настроение.

8) Закрасить газетный разворот.

9) Громко спеть любимую песню.

10) Покричать то громко, то тихо.

11) Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную».

12) Погулять в лесу, покричать.

13) Ваш уникальный вариант…

 

 

    Еще  несколько  приемов:

 

- Рассматривай стрессовую ситуацию как тренажерный зал для тренировки своих нервов. Отслеживай свои реакции в разных жизненных обстоятельствах и делай собственные выводы о том, как быть готовым к стрессу.

 

- Воспринимай трудности как возможность для развития, но не создавай себе лишних трудностей. Систематически нагружай мышцы и разум - они ответят тебе силой!

 

-  Помни, что без напряжения не расслабишься, без усталости не отдохнешь. Наблюдай за поведением других людей, когда ты становишься свидетелем их стресса, и анализируй, что в их реакциях хорошо, а что плохо.

 

-  Представляй на своем месте человека, который готов к трудностям, и поступай соответственно его действиям.

 

-  Всматривайся даль: когда думаешь о перспективах. Всегда имей да запасной план действий на случай, если что-то пойдет не так, как ты рассчитываешь. Помни, что парашютисты всегда имеют в своем ранце запасной парашют – на случай, если вдруг основной не сработает.






 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы Пт 12.04.24
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения